Мужественное кино: смотрим «Гонку» Рона Ховарда

Фото: кадр из фильма «Rush» За несколько дней до начала проката мы отсмотрели первый за полвека фильм о «Формуле-1». Эмоции переполняют, не терпится поделиться.

Он  — плейбой и  герой-любовник, безбашенный, быстрый, знающий только два состояния  — «В  полный газ» и  «В  умат». Его заклятый соперник  — человек с  калькулятором в  голове, адепт логики, разума и  мотивированного риска.

Один  — баловень судьбы и  любимец публики, энтузиаст. Второй  — занудный профи. Это Джеймс Хант и  Ники Лауда  — два главных героя «формульных» семидесятых. Непримиримые соперники на  трассе, демонстрировавшие не  на  словах, но  на  деле разницу подхода к  гонкам в  частности и  жизни в  целом. Хант взял свой титул и  успокоился, Лауда фактически сгорел заживо на  Нюрбургринге, но  аки Феникс воскрес и  снова вышел на  старт. Почти 40 лет спустя об  этом легендарном противостоянии поставлен фильм.

Великих дуэлей в  F1  было три: Хант — Лауда, Сенна — Прост, Хаккинен — Шумахер. Третья, надеюсь, ждет своего часа, про  вторую снят прекрасный документальный фильм «Сенна», о  первой повествует ховардовский «Rush». И, в  отличие от  Сенны, повествует в  художественном, игровом ключе.

Как  и  в  случае с  любым фильмом, основанном на  реальных событиях, авторы рискуют увязнуть в  исторических деталях, потеряв за  ними драму, а  рецензенты рискуют перегнуть палку в  поиске исторического соответствия, позабыв, что  перед  нами пусть и  фактурная, но  все же не  документалистика.

Создателям пройти на  стыке игрового и  документального кино удалось идеально  — начиная от  тотального портретного сходства главных героев, кончая неведомо как  воссозданной атмосферой брутальных и  реально рисковых гонок семидесятых. Но  за  скрупулезной детализацией эпохи не  потерялось главное  — история, настоящая человеческая и  спортивная драма, которую нарочно не  придумаешь. И  характеры, не  нарисованные воображением сценариста, но  подсказанные самой эпохой.

«Гонку» можно и  нужно смотреть, даже не  будучи фанатом автогонок. Но  чтобы понять ее лучше, надо углубиться в  эпоху. Эпоху, когда у  мужчин еще были стальные нервы, и, выходя на  старт, они четко понимали, что до финиша могут не  доехать. По  крайней мере живыми. Смерть не  просто маячила где-то  вдалеке неведомой абстракцией  — она скакала перед  гонщиками, размахивая косой.

«Когда регулярно смотришь в  лицо смерти — живешь острее»,   — скажет Хант киношный. Так же остро жил и  Хант реальный. Дышал полной грудью, спешил, потому что  мог не  успеть. Потому что завтра в  той «Формуле-1» могло и  не  настать. До  ультрапрочных карбоновых монококов, выдерживающих лобовые столкновения на  300  км/ч, оставалось еще десятилетие. До  пейс-каров на  трассе  — два. В  случае пожара ты горел, потому что  огнеупорных комбинезонов не  было даже в  проекте. А  на  сыром асфальте ты оставался один на  один с  пятью сотнями лошадей, ведущих заднюю ось, ведь слова «трекшн-контроль» не  слыхали до  начала девяностых.

Выходя на  старт, те пилоты хорошо понимали цену ошибки и  близость смерти. Они были, если хотите, рыцарями  — но  особого склада. Этакими всадниками без  головы, со  своими понятиями о  чести, недоступными поколению пилотов нынешних. Пилотов, взращенных безопасными машинами, которые ездят по  безопасным автодромам.

Отлично характеризует эпоху и  мужчин, живших тогда, эпизод фильма, когда горящего Лауду бросились вытаскивать соперники. Натурально  — побросали болиды вдоль трека и  побежали на  помощь. Сегодняшние  — не  остановятся. Более того, если начнется такой дождь, как  в  фильме, их  просто не  выпустят на  старт. Чтобы Себастьян Феттель, не  дай бог, не  промочил ноги. Все потому что  пилоты той поры приходили в  гонки по  зову сердца и  при  наличии таланта, а  не  потому что  твой тесть  — владелец швейной фабрики и  способен оплатить выступления в  команде-аутсайдере.

И  я  к  чему так долго веду: «Гонка»  — фильм не  столько о  гонках, сколько о  характерах. Об  очень честных, отважных, сильных и  несгибаемых мужчинах с  горячим сердцем, подлинной страстью и  стальным сфинктером. О  двух мужчинах диаметрально противоположного склада ума: романтик vs математик. У  каждого своя правда, и  каждый чертовски прав. И  никак не  получится принять чью-то  сторону безоговорочно, но  следить за  их  драматичной, честной, джентльменской борьбой невероятно увлекательно.

Попадание в  образы получилось стопроцентным: Крис Хэмсворт излучает подлинную харизму Ханта, а  Дэниэль Брюль мало того что  мистически похож на  Лауду, так еще и  мастерски воплотил образ занудного и  осторожного пилота Ferrari. Очень удивлюсь, если между  актерами не  разгорится еще одна дуэль  — в  разномастных номинациях «За  лучшую мужскую роль» во  всех возможных кинонаградах. И  решительно непонятно будет, кому из  этих талантливейших актеров присудить премию.

Отдельно нельзя не  пройтись по  женским образам. Точнее, образу  — единственному и  немаловажному. Женщины вокруг Ханта  — статистки, одноразовые куклы для  послегоночного развлечения.

Жена Лауды  — Марлен  — единственный женский персонаж этой истории. По  ходу фильма она (идеальная супруга!) почти ничего не  говорит, говорят ее глаза. В  которых и  боль, и  несогласие, и  понимание, и  одобрение, и  гордость за  любимого  — и  все сразу, и  вперемешку, и  параллельно. Редкий случай молчаливой, но при этом такой «говорящей» и  проникновенной роли.

Мощнейшая людская драма не  теряется за машинами, разыгрываясь на  фоне быстрейших автогонок планеты. Создатели проделали титаническую работу по  воссозданию в  кадре не  только фактуры, но и самой концепции гонок той поры. Внимание к  деталям дотошное: реанимировано все  — вплоть до  логотипов спонсоров и  сверления дырочек в  забрале шлема  — чтоб не  запотевал.

Сам гоночный процесс передан волнующе и  захватывающе. И  снят без  банальщины. У  съемочной бригады, уверен, был соблазн приблизить съемку гонки к  современной трансляции. Зачем мудрить, если выдуманы все ракурсы, все точки съемки, все планы? Но  нет. Происходящее на  экране меньше всего похоже на  спортивную трансляцию и  больше всего  — на  залихватский экшен с  присущей ему эпикой, динамикой, насыщенностью и  контрастом яркого и  мрачного.

В  этом фильме все найдут всё. Бензиноголовые  — лучшую из  возможных интерпретацию великой гоночной эпохи. Ценители экшена  — экшен. Любители глубоких и  нетривиальных историй  — глубокую и  нетривиальную историю. Молодежь  — примеры для  подражания. Девочки  — голенького Хэмсворта в  душевой кабинке.

Ховард со товарищи  — без  пяти минут гении, раз ухитрились соединить такой объем несочетаемых деталей. Сохранить историческую достоверность, рассказывая Историю; развернуть драму непримиримых антагонистов, не  пренебрегая фактурой.

«Rush»  — уж  точно лучший фильм об  автогонках и, наверное, один из  лучших фильмов года. Великолепное и в чем-то даже великое кино.

 
По теме
МБДОУ "Детский сад №12 г.Красноармейска"принял участие в мероприятии "Без срока давности", проведённое совместно с Красноармейским центром "Семья" и с участниками хора ветеранов "Память".
Медицинские учреждения Саратовской области готовы к паводку - Министерство здравоохранения      В ходе подготовки к прохождению паводка министерством здравоохранения области и подведомственными  медицинскими организациями  уточнены населённые пункты, которые могут быть подтоплены на период паводка,
Министерство здравоохранения
В Саратовской области у скотины нашли бруцеллез: ветеринары добираются на лодках - Четвертая Власть На территории двух районов региона из-за бруцеллеза ввели карантин Фото: Управление ветеринарии по Саратовской области В Саратовской области на территории двух районов из-за бруцеллеза ввели карантин.
Четвертая Власть
Выездное мероприятие сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России - Городская больница №9 С 26 по 28 марта 2024 г в Саратовской области МЗ РФ организовало проведение выездного мероприятия сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России по оказанию организационно-методической помощи по профилю "терапия и профилак
Городская больница №9
Открытие библиотеки  в МДОУ "Детский сад № 41" - Комитет по образованию 22 марта в уютном детском саду «Белочка» состоялось открытие библиотеки . . В мероприятии приняли участие ребята старших и подготовительных к школе групп.
Комитет по образованию
«Стихами о семье мы говорим» - Библиотека им. С.С. Наровчатова «Стихами о семье мы говорим» - под таким заголовком в центральной библиотеке имени С. С. Наровчатова состоялся час поэзии в литературно – краеведческой гостиной «Вдохновение», посвященный Году семьи.
Библиотека им. С.С. Наровчатова